Меню

Модельний ряд

Другое

Выбор языка

Начало пути

История Toyota – от изобретения ткацкого станка до лидера
автомобилестроения

Истории многих современных компаний удивительно похожи друг на друга, отличаясь лишь некоторыми деталями да колонками цифр, отмечающим этапы развития и размеры достижений за прошедшие годы. Путь становления и развития бренда Toyota выделяется на фоне типичных историй и представляет собой интересный пример возникновения, прогресса и трансформации семейного бизнеса в известную мировую корпорацию под влиянием внешних обстоятельств и изменения интересов основателей.

Для всех поклонников бренда Toyota и тех, кому любопытна история его создания и пути к успеху, компания Тойота Центр Харьков «Автоарт» представляет серию тематических статей, основанных на переводе книги «История Тойоты» с официального сайта toyota-global.com.

Часть 1: Стремление к совершенству – идеи и изобретения Сакити Тойода

Отец Киичиро Тойода – основателя знаменитой Toyota Motor Corporation родился 14 февраля 1867 года в японской деревне Ямагути, расположенной в префектуре Сидзуока. Семья Сакити Тойда владела небольшим столярным бизнесом, а мать трудилась на ферме и ночами работала ткачихой. Помогая родителям с малых лет, Сакити хорошо разбирался в устройстве рабочих машин и мечтал сделать их более совершенными и удобными для людей, занятых выполнением монотонных операций.

Стимулом для воплощения мечты в реальность стала книга «Saigokurisshihen», вышедшая в 1870 году и являвшаяся японской версией английского бестселлера «Самодеятельность» (Self-Help), Сэмюэля Смайлса. Вдохновленный идеями саморазвития и поверивший в собственные силы, Сакити приступил к реализации своего первого проекта – созданию модифицированного высокого ткацкого станка, оборудованного батоном. Работа была закончена в 1890 году, и молодой изобретатель получил свой первый патент под № 1195 на улучшенный ручной ткацкий станок 14 мая 1891 года.

Успех придал Сакити уверенности, и он с энтузиазмом продолжил свои разработки, в результате которых на свет появился и первый механическое ткацкий станок, который был выпущен и запатентован в августе 1898 года. Именно в этом изобретении проявились первые признаки известной системы Дзидока – концепции, направленной на максимально автономную работу оборудования, способного самостоятельно выявлять технические сбои и сигнализировать об этом обслуживающему персоналу. Сегодня эта система в полном объеме применяется на заводах Toyota, а на начальном этапе большим достижением Сакити было оснащение станка специальным устройством, автоматически выключающим оборудование при обрыве нити.

К 1904 году отец основателя Toyota управлял своим первым заводом Toyoda Shokai Office Buhei- cho Plant, но неутомимо продолжал искать пути совершенствования ткацкого оборудования. Кроме повышения эффективности производства, он стремился снизить физическую нагрузку на рабочих и увеличить производительность труда без найма дополнительных сотрудников. Заметным прорывом в этой области стали новые изобретения Сакити – круглоткацкий станок (1906 г.) и циркулярный однопоточный двигатель (1914 г.), которые обеспечили производству Тоеды лидирующие позиции среди производителей ткацкой продукции.

Оснастив рабочие цеха своих компаний круглоткацкими станками, Сакити заинтересовался поиском эффективных источников питания для оборудования. В первые годы XX века большинство производственных машин работали на паровых или газовых двигателях, и лишь потом к ним добавились двигатели внутреннего сгорания на жидком топливе. Тойода стал одним из инициаторов перевода промышленного оборудования на электрические источники питания и активно изучал подобный опыт в деловых поездках по европейским странам.

В 1925 году он начал сотрудничать с Императорским институтом изобретений, организовавшим научно-исследовательский отдел, деятельность которого была направлена на разработку аккумуляторных батарей. Впоследствии исследовательские работы в этом направлении продолжил Киичиро Тойода – сын Сакити. Именно он в 1939 году начнет производить аккумуляторные батареи на заводе Шибаура, а в 40-х годах XX века выпустит прототип электрического автомобиля марки ЕС без двигателя внутреннего сгорания.

Часть 2: Развитие бизнеса и начало работы Киичиро Тойоды

В 1905-1907 годах текстильный рынок Японии переживал период слияния небольших производственных фабрик в крупные компании из-за снижения спроса и переизбытка промышленных возможностей. Бизнесом Сакити Тойоды, который все еще носил статус индивидуального предпринимателя, заинтересовался глава филиала Mitsui&Co., Ltd в Осаке. Он предложил изобретателю преобразовать свою компанию (Toyoda Shokai) в акционерное общество. Идея заинтересовала Сакити, поскольку открывала новые возможности для финансирования и развития, и после непродолжительных размышлений он дал согласие на реорганизацию. Так, в 1907 году была образована Toyoda Loom Company, уставной капитал которой составил 1 миллион иен. Сакити стал управляющим директором и главным инженером нового производства.

Разногласия с учредителями и конфликт в Toyoda Loom Company заставили Сакити покинуть пост главного инженера в мае 1910 года и отправиться в турне по Европе и США. Отдых и изучение опыта зарубежных промышленников вдохнули новые силы в Тойоду и, вернувшись на родину, он организовывает новое производство — Toyoda Boshoku. Произошло это в начале марта 1918 года.

Старший сын Сакити Тойоды – Киичиро родился 11 июня 1894 года в деревне Ямагути и до 3-х лет жил с бабушкой и дедушкой в отдаленном селении Ешидзу. Когда Киичиро исполнилось три года, отец забрал в город, и он рос на территориях заводов и фабрик, которыми управлял Сакити. Изо дня в день мальчик наблюдал за работой инженеров, проектировщиков и механиков, занимающихся созданием, испытанием и установкой различных машин. Он научился отлично разбираться в станках и заразился страстью изобретательства от своего отца и окружавших его людей.

Закончив среднюю и старшую школы, в 1917 году Киичиро поступает в Токийский императорский университет, где заводит полезные знакомства и друзей, некоторые из которых станут его сподвижниками в организации автомобильного бизнеса (Казуо Кумабе и Токусити Мисима). Там же он знакомится с известным ученым Котаро Хонда, чьи полезные советы будут часто помогать ему в дальнейшем.

Первое изобретение Киичиро

После окончания университета в 1922 году Киичиро часто остается заменять отца на основном производстве, потому что Сакити регулярно вынужден отлучаться в филиал компании Toyoda Boshoku Sho в Шанхае. Кроме текущей работы, молодой человек занимается разработкой новых автоматических ткацких станков с улучшенной конфигурацией и автоматизированной системой смены челноков.

После преодоления многочисленных технических сложностей, в конце 1924 года, новое оборудование получает заслуженный патент. А в 1925 году Киичиро делает станок еще более совершенным, добавляя функцию, которая не позволяет машине начать работу, если челнок вставлен неправильно. Автоматический ткацкий станок Киичиро Тойоды стал одним из первых рабочих образцов оборудования, в дальнейшем получившего название безотказного.

Новые станки вызвали небывалый интерес у производителей текстиля и для их массового производства отец и сын Тойода начали строительство нового завода Toyoda Automatic Loom Works Ltd (TALW) в июле 1926 года. Регистрация компании с одноименным названием произошла 18 ноября того же года.

Часть 3: Подготовка к вступлению в автомобильную промышленность

Интерес к автомобилестроению возник у Киичиро задолго до появления на свет компании Toyoda Automatic Loom Works, Ltd (TALW) – вскоре после окончания Первой мировой войны. Промышленность Японии к 1918 году уже ощущала начало экономического кризиса, а Великое землетрясение в Канто (1923 год) стало причиной финансовой паники в стране и ознаменовало начало периода длительной депрессии во всех отраслях производства.

Именно в это время Киичиро остро осознает необходимость развития автомобильного производства в Японии – он видит, как из-за разрушения железнодорожной системы возникают транспортные проблемы во всей стране. Тойода раньше других понимает, что практичные и надежные машины жизненно необходимы его соотечественникам и начинает всесторонне изучать возможность организации их изготовления собственным силами.

В 20-х – 30-х годах ХХ века заводы и фабрики Японии находились на грани разорения – они массово сокращали персонал и снижали размеры оплаты труда. Бизнес Тойода также нес большие убытки и различные меры по нормализации ситуации не давали желаемых результатов. В 1929 году, после длительных переговоров, Киичиро продает права на патент своего автоматического станка британской компании A. Plattand Company и использует часть гонорара на выплату сотрудникам заводов.

В период кризиса руководство проводит ряд мер по оптимизации и диверсификации бизнеса – открываются цеха, выполняющие разные виды текстильных работ, а строящийся завод Toyoda Automatic Loom Works, Ltd (TALW) оснащается самым современным оборудованием, способным выполнять операции необходимые для производства автомобилей.

Параллельно с поиском выхода из сложной экономической ситуации, Киичиро продолжает работать над изобретением новых высокоэффективных устройств и в 1930 году создает уникальную кольцепрядильную машину высокой вытяжки. Этот станок позволил сократить затраты на производство хлопковых нитей и наладить их выпуск в большом объеме, минимизировав человеческие трудозатраты.

Готовясь к вступлению на территорию автомобилестроения, Киичиро занимается исследованием двигателей внутреннего сгорания и разработкой прототипа их компактной версии. Вместе с Рисабуро Осимаи и Дзиро Иваока он конструирует собственные модели и изучает доступные марки зарубежным машин и мотоциклов.

В 1933 году на заводе TALW устанавливается трехтонная дуговая электрическая печь и начинают проводится эксперименты по передовым способам литья разных автомобильных деталей. В этом же году Киичиро удается создать 10 малых двигателей по своим чертежам, установить их на автомобили и провести тестовые запуски.

1 сентября 1933 года в компании Automatic Loom Works, Ltd появляется первый отдел, занимающийся автомобильным производством.

Особливості